Форум » БИБЛИОТЕКА ПО ГИРЕВОМУ СПОРТУ » Гомонов В.Н., Махоткин Б.В., Гамзов С.А. «Основные этапы процесса обучения в гиревом спорте и их ха » Ответить

Гомонов В.Н., Махоткин Б.В., Гамзов С.А. «Основные этапы процесса обучения в гиревом спорте и их ха

Admin: Гомонов В.Н., Махоткин Б.В., Гамзов С.А. «Основные этапы процесса обучения в гиревом спорте и их характерные особенности»

Ответов - 1

Admin: На этапе первоначального обучения главной особенностью в восприятии материала является то, что начинающие спортсмены при оценке двигательных действий ориентируются в основном на форму движений, почти не воспринимая их динамическую или координационную структуру. В лучшем случае начинающий спортсмен способен на добросовестное копирование внешней формы движений при плохой координации движений туловища, рук и ног. Для этого этапа обучения ха-рактерно запаздывание в реакции гиревика на раздражитель: например, он не успевает реагировать на отклонение гири от вертикали в фазе фиксации, что вызывает лишние мышечные напряжения для приведения гири в положение равновесия. Отсутствие достаточной стабильности в движениях выражается в изменчивости всех основных характеристик: пространственных, динамических, коор-динационных. Важной особенностью первого этапа обучения является недостаточная координация функ-ций отдельных систем организма гиревика, в частности мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой, что, естественно отражается на реакции организма на выполняемые упражнения. Учитывая эти особенности, процесс обучения толчку гирь от груди на первом этапе мы ре-комендуем строить следующим образом. При изучении отдельных элементов техники следует опираться главным образом на зри-тельные представления, применяя элементарный показ и сообщая гиревикам только основные за-кономерности движений. Демонстрацию движений желательно осуществлять тремя способами: обычным, замедленным и ускоренным. Не следует подробно объяснять элементы техники движе-ний, так как занимающиеся все равно их выполнить не смогут. Подробно останавливаться на скры-тых механизмах движений также нет необходимости, поскольку спортсмены не смогут воспринять детали объяснения из-за недостатка знаний по вопросам техники толчка. Выполняя движения, новички просто повторяют увиденное действие без какого-либо экспе-риментирования, стараясь только добиться максимального сходства с ним. При изучении элементов техники подбираются такие упражнения, двигательная структура которых сходна со структурой изучаемого элемента. Обогащению запаса двигательных навыков, которые затем могут быть ис-пользованы при изучении толчка гирь от груди, способствует применение толчка легкоатлетиче-ского ядра поочередно правой и левой рукой с акцентом на более высокую траекторию полета, ме-тания набивного мяча двумя руками от груди вперед-вверх (от партнера к партнеру). В практике обучения и тренировки тяжелоатлетов широко применяется метод фиксирован-ных положений. Атлет, имитируя подъем штанги (с металлической палкой или небольшим отяго-щением), останавливает движение и фиксирует его в определенной позе. Для начального периода обучения этот метод наиболее доступен. Нами разработаны граничные позы для реализации метода фиксированных положений при-менительно к требованиям толчка гирь от груди в гиревом спорте (рис.1, 2). Необходимо помнить, что не всегда использование метода фиксированных положений мо-жет дать только положительный результат. Например, для уточнения положения в полуприседе пе-ред выталкиванием применяется остановка (фиксация положения), что позволяет определить пози-цию системы «атлет - гири» в нижней точке полуприседа. Однако необходимо обращать внимание на то, что при длительной фиксации этого положения может возникнуть ошибочное представление о выталкивании, где остановка является одной из грубейших ошибок. Таким образом, использование метода фиксированных положений позволяет быстрее и эф-фективнее разучить кинематику движения, уточнить положение звеньев тела, но требует контроля над динамикой и общим ритмом движения. Любая попытка выполнить упражнение в напряженном положении, с ограничением степе-ней свободы связана с «прочувствованием» движения. С целью ускорения процесса «прочувство-вания» на начальном этапе обучения используется прием «проводки по движению». После приня-тия спортсменом исходного положения гири на груди, тренер, стоя сзади-сбоку, контролирует од-ной рукой движение снаряда, а другой – движение таза. «Проводка по движению» подключается только тогда, когда спортсмен при опускании в полуприсед отводит таз назад и уменьшает тем са-мым отклонение туловища. Чтобы упредить падение гирь вперед-вниз, спортсмен вынужден до-полнительно напрягать мышцы рук. В этом случае тренер рукой «принудительно» ограничивает движение таза назад. Применение на начальном этапе обучения методов фиксированных положений и проводки по движению способствует развитию специфических ощущений гиревика. Быстрая утомляемость начинающих спортсменов является основным препятствием для по-вышения объема и интенсивности нагрузки. В то же время новые движения на фоне утомления при обучении осваиваются значительно хуже. В связи с этим целесообразно в тренировку включать не более 1 – 2 новых или слабо освоенных упражнений. При определении количества упражнений не-обходимо учитывать явление положительного и отрицательного «переноса» навыков. С этой целью для одной тренировки подбираются сходные по структуре группы упражне-ний, что усиливает тренировочный эффект обучения. Начало этапа углубленного обучения характеризуется наличием у гиревиков определенных представлений об основных компонентах техники на основе сформированных зрительных и час-тично двигательных ощущений; слабой устойчивостью двигательного навыка против различных сбивающих факторов; способностью к выполнению упражнения в целом при существенных недос-татках в выполнении отдельных его деталей. На этом этапе предполагается полное овладение основами техники классических упражне-ний, а также специальных и общеразвивающих упражнений с отягощениями. Гиревик должен до-биться достаточной свободы при выполнении упражнений и в ходе тренировок устранить имею-щиеся технические ошибки. Двигательное умение по каждому из основных упражнений постепен-но доводится до автоматизма и переходит в навык. Формирование специфических ощущений в этот период происходит главным образом при непосредственном выполнении классического упражнения. При этом в первую очередь уделяется внимание формированию ритмовой структуры толчка, так как она является основой для улучшения координационной и динамической структур. Овладение ритмом движений способствует рацио-нальному чередованию напряжения и расслабления мышц, что, в свою очередь, помогает формиро-вать специфические ощущения. При этом большое значение имеет наличие установки на развитие этих ощущений, благодаря чему происходит концентрация сознания на анализе возникающих ощущений и закрепление их в памяти гиревика. Второй этап обучения можно считать законченным, если гиревик при работе в умеренном темпе сохраняет устойчивую структуру движений. Это будет свидетельствовать о том, что взаимо-действие спортсмена с гирями достигло нужного уровня устойчивости и можно перейти к совер-шенствованию отдельных элементов движений или определенных параметров техники. Этап совершенствования технического мастерства характеризуется устойчивой общей структурой движений, достаточно прочным взаимодействием гиревика с гирями, наличием сравни-тельно развитых специфических ощущений, способностью спортсмена к изменению отдельных па-раметров техники без нарушения общей структуры движений, проявлением индивидуального стиля выполнения упражнения. В отличие от занятий на предыдущих этапах обучения, на этапе совершенствования техни-ческого мастерства применяются разнообразные по темпу, ритму движения, изменяются усилия и скорости движения при выполнении отдельных элементов классического упражнения. Внимание спортсмена концентрируется только на формировании смысловой программы и на анализе инфор-мации, идущей из внешней среды, детали движений контролируются на основе мышечных ощуще-ний. Характерной особенностью этого этапа обучения является формирование индивидуального стиля выполнения упражнения с присущим для данного спортсмена ритмом, амплитудой движе-ния, а также с типичными для него другими биомеханическими характеристиками. Двигательный навык обладает достаточной устойчивостью и подвижностью, все элементы техники выполняются свободно, без существенного контроля со стороны сознания. Оценивая индивидуально технику гиревика, не следует считать ошибкой такие отклонения техники от принятых норм, которые связаны с физической неспособностью атлета правильно вы-полнить упражнение. Например, начинающий спортсмен микросоматического типа способен пра-вильно выполнить толчок с гирями весом по 24 кг несколько раз, но толчок с гирями по 32 кг он может выполнить с ошибками (дожим, глубокий подсед). В данном случае необходимо совершен-ствовать силовые качества гиревика.



полная версия страницы