Форум » БИБЛИОТЕКА ПО ГИРЕВОМУ СПОРТУ » ЛАПАЕВ Антон Олегович Дипломная работа Круговой метод в ГС » Ответить

ЛАПАЕВ Антон Олегович Дипломная работа Круговой метод в ГС

Admin: ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛАПАЕВ Антон Олегович студент V курса ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВОГО МЕТОДА В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ ГИРЕВИКОВ Дипломная работа Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент БАЛАНДИН Виктор Петрович Пенза 2005г.

Ответов - 2

Admin: ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Научно-теоретические аспекты круговой тренировки в спорте 1.1. Сущность круговой тренировки 1.2. Критерии отбора упражнений в комплексы круговой тренировки 1.2.1. Энергообеспечение двигательной деятельности 1.2.2. Характеристика физических упражнений применяемых в круговой тренировке 1.2.3. Сочетание различных режимов мышечной деятельности в круговой тренировке 1.2.4. Перенос тренированности и повышение эффекта круговой тренировки 5 5 10 10 12 19 23 Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 2.1. Задачи исследования 2.2. Методы исследования 2.3. Организация исследования Глава 3. Круговая тренировка в гиревом спорте 3.1. Методические правила круговой тренировки 3.2. Техника соревновательных упражнений 3.3. Комплексы круговой тренировки и методика их применения в процессе тренировки гиревиков Выводы Указатель литературных источников 26 26 26 26 28 28 32 36 40 41 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Упражнения с гирями являются в России истинно народным видом спорта. На праздниках и гуляниях издревле проводились состязания силачей. Как средство физической культуры, упражнения с гирями начали применятся в России в конце 19-го столетия. Периодом становления современного гиревого спорта считаются 60-е годы прошлого столетия. В 70-х годах гиревой спорт был включен в ЕВСК, в раздел национальных видов спорта. А в 90-е годы гиревой спорт вышел на международную арену. Разработаны нормативы мастера спорта международного класса. В связи с возрастающими требованиями предъявляемыми к физической подготовленности гиревиков предается большое значение вопросам совершенствования структуры тренировочного процесса (Е.Н.Захаров и др., 1994; В.А. Поляков, В.И.Воропаев, 1988 и др.). Одной из наиболее актуальных проблем повышения эффективности тренировочного процесса является его интенсификация, то есть увеличение работы с интенсивностью, стимулирующей у спортсменов рост общей и специальной подготовленности в ходе всего тренировочного процесса. Эффективность решения данной проблемы зависит от повышения сопряженности, устранения нежелательного явления диссоциации ведущих физических качеств и расширения вариативности в процессе подготовки спортсменов (А.Е.Гульянц, 1987; Л.П.Матвеев, 1999; Ю.В.Веркошанский, 1988, и др.). Изучение литературных источников позволяет нам выдвинуть предположение о том, что наиболее рациональным путем повышения эффективности как отдельного занятия, так и всего учебно-тренировочного процесса может служить применение методов круговой тренировки, разработанных английскими учеными Р. Морганом и Г. Адемсоном (1958). Объект исследования: система подготовки спортсменов-гиревиков. Предмет исследования: методика использования методов круговой тренировки в процессе тренировки гиревиков. Цель исследования: совершенствование методики физической подготовки гиревиков посредством применения методов круговой тренировки. Рабочей гипотезой явилось предположение, что использование методов круговой тренировки силовой направленности в процессе спортивной подготовки гиревиков, позволит усовершенствовать физическую подготовленность спортсменов. Глава 1 Научно – теоретические аспекты круговой тренировки в спорте 1.1. Сущность круговой тренировки Круговая тренировка (КТ) является одной из эффективных органи¬зационно-методических форм применения физических упражнений. Она получила свое наименование ввиду того, что все упражнения выполня¬ются занимающимися как бы по кругу. Круговая тренировка была разработана английскими специалиста¬ми Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952-1958 гг. Независимо от них к идее круговой тренировки пришел БД. Фрактман. Еще в 1955г. Б.Д.Фрактман наметил пути применения круговой тренировки и обосновал необходимость индивидуального дозирования нагрузки на дополнительных снарядах, что благотворно сказывалось на развитии у занимающихся быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости, способствуя, в конечном счете, улучшению их физической подготовленности. Круговая тренировка занимала до 55% времени основной части занятий. Методы и принципы круговой тренировки нашли свое отраже¬ние в работах немецкого специалиста М. Шолиха, отечественных уче¬ных Л. Геркана, X. Муртазина и М. Пейсахова, Г. Хачатурова, В.В. Чунина. Полторы тысячи упражнений, сгруппированных по принципу раз¬вития физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, вынос¬ливости, предложены И.А. Гуревичем. Для повышения моторной плотно¬сти учебно-тренировочных занятий И.А. Гуревич предложил ввести в них элементы либо целые комплексы круговой тренировки. С позиций концепции П.К. Анохина о функциональной системе рассматриваются вопросы круговой тренировки В.Н. Кряжем. Примени¬тельно к подготовительному отделению и группам спортивного совершен¬ствования им предложены тренировочные комплексы и методические правила их использования в скоростно-силовых упражнения и дисципли¬нах, требующих высокого уровня развития ловкости и выносливости. Традиционная круговая тренировка предполагает на первом заня¬тии комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражне¬ний на «станциях». На втором занятии определяется максимальное количество повторений с учетом времени и без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкрет¬ных задач занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повто¬рений, равных 1/4, 1/3, 1 /2 от максимума. В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода: 1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении уп¬ражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода - постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15 - 20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30 - 40 с). Этот метод, по мнению В.В. Чунина, способствует комплексному развитию двигательных качеств. 2. Поточно-интервальный метод, базирующийся на 20 - 40- секундном выполнении простых по технике упражнений с мощностью работы (50% от максимальной) на каждой станции с минимальным интервалом отдыха. Здесь интенсивность достигается за счет сокращения контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы. 3. Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Упражнения в данном режиме выполняются с мощностью работы до 75% от макси¬мальной и продолжительностью 10 - 20 с, а интервалы отдыха остаются полными (до 90 с). Подобный метод развивает максимальную и «взрывную» силу. Б.А. Наумов (1965) считает, что сущность метода круговой тре¬нировки заключается в том, чтобы по возможности на большем количе¬стве снарядов выполнить упражнения различной направленности, трудно¬сти и интенсивности. Он предполагает применять два принципа измене¬ния нагрузки в занятиях: -многократное повторение мышечной работы, при которой про¬исходит формирование координированности в мышечной деятельности, и возникают изменения в сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах, способствующие увеличению работоспособности в целом; - постоянное повышение объема и интенсивности тренировочной нагрузки, адекватное состоянию организма занимающихся в данный период. Х.М. Муртазин (1967) отмечает, что при помощи круговой тре¬нировки можно целенаправленно воспитывать необходимые двигательные качества, составлять программу их развития, видеть наглядно результаты работы. Менять нагрузку он предлагает такими методами: -увеличение количества повторений за то же время; -сокращение времени на выполнение того же количества повто¬рений; - повторение кругов (2 - 3); - сокращение пауз отдыха; - введение новых, более эффективных упражнений. При подборе упражнений для круговой тренировки автором предлагается учитывать их общее и локальное воздействие на организм в целом и на отдельные группы мышц. Наиболее полно комплексно-круговая форма тренировочных за¬нятий описана в монографии М. Шолиха (1965). Он успешно объединил идею слитного, непрерывного выполнения разнородных упражнений, детально разработанную английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном с идеей так называемой «интервальной тренировкой», обос¬нованной в трудах X. Рейнделла и X. Роскамма ( 1961 ). М. Шолих широко использовал также работы советских авторов А. Гугина( 1951) и Б. Фрактмана ( 1955 ). М. Шолих дает следующее определение круговой тренировке: «Под «крейзтрэнингом» и его вариантами мы понимаем эффективные организационно-методические формы занятий для совершенствования двигательных качеств силы, быстроты и выносливости, а также в особенности таких их комплексных форм, как силовая выносливость, скоростная выносливость и скоростная сила в зависимости от метода нагрузки и с применением несложных упражнений, из которых состав¬ляет неизменная на некоторое время программа упражнений». Разные варианты КТ, даже при одинаковом подборе упражне¬ний, будут по-разному влиять на работоспособность и соотношение воспитываемых физических и двигательных качеств (в зависимости от сочетания работы и отдыха). У М. Шолиха варианты именуются по методам, положенным в их основу - длительного ( непрерывного ), интервального и повторного упражнений. Интервальный имеет в свою очередь два варианта - экстенсивной и интенсивной работы. Экстенсивная работа характеризуется мощностью в 50-60% от макси¬мальной, длительностью 15 - 30 с и паузами отдыха 45 - 90 с. Интен¬сивная работа - мощностью 75% от максимума, длительностью 8 - 15 с и паузами 90 -120 с. КТ по методу интенсивной работы характеризуется высокой ин¬тенсивностью в каждом упражнении, достигающей 75 - 80% от макси¬мальной мощности усилий (B.C. Фарфель, 1949). Интервальная тренировка, разработанная X. Рейнделлом, X. Роскаммом и другими в последнее время была с успехом применена в упражнениях ациклического характера. В частности, отдельные ациклические упражнения стали выполнять серийно-интервалным методом, при¬давая им условный циклический характер, что позволило избирательно повышать функциональные возможности отдельных мышечных групп, а так же развивать аэробные и анаэробные возможности организма. Эта идея объединения ряда разнородных упражнений в одну целост¬ную нагрузку, как это предусматривается круговой тренировкой, оказа¬лась весьма продуктивной. В качестве средств КТ могут быть использованы самые разные упражнения в зависимости от конкретных задач, которые следует решать, а так же от специфики избранного вида спорта. Для определения времени отдыха между упражнениями использу¬ют данные, полученные Васильевой В.В. (1949), а так же исследования Рейнделла X. и Роскамма X. о так называемой «действенной паузе». По их мнению, ударный объем сердца достигает максимума не во время самой работы, а во время отдыха на протяжении первых 60 - 90 с. По данным Васильевой В.В. (1949) возбудимость ц.н.с. значитель¬но повышена на протяжении первых 2-х минут отдыха, после чего возбудимость начинает снижаться. Автор считает, что целесообразно выполнять повторную работу в фаз наибольшей возбудимости ц.н.с, возникающей в результате предшествующей нагрузки. Более длительные интервалы отдыха, сопровождающиеся снижением возбудимости, должны быть менее эффективны. В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства избира¬тельно направленного и общего, комплексного воздействия, а так же упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект «переключения» (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций (Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков, 1976). Программа упражнений, рекомендуемых М. Шолихом для круговой тренировки рассчитана в основном на О.Ф.П., но эта форма может иметь и другое содержание - она подходит и для специализированной физической подготовки применительно к различным видам спорта. Вопрос заключается только в соответствующем подборе дополнитель¬ных средств, оказывающих положительный эффект на упражнения спе¬циализации. В системе подготовки спортсменов варианты применяе¬мых методов КТ будут отличаться от традиционных форм круговой тренировки. Отличие будет заключаться в направленности мышечной работы на воспитание конкретного двигательного качества, в зависимо¬сти от специализации. 1.2. Критерии отбора упражнений в комплексы круговой тренировки. 1.2.1. Энергообеспечение двигательной деятельности. Ни одно движение не может быть выполнено без затраты энер¬гии. Чем интенсивнее или длительнее мышечная работа и чем боль¬шее количество мышечных групп вовлекается в деятельность, тем больше требуется энергии. В качестве поставщиков энергии при движениях человека высту¬пают сложнейшие по своему молекулярному механизму обменные про¬цессы (метаболические реакции), протекающие в организме, и в частно¬сти в работающих и не работающих мышцах. Как известно, единственным прямым источником химической энергии, трансформируемой в механическую энергию мышечного сокра¬щения, служит аденозинтрифосфат (АТФ), который относится к высо¬коэнергетическим (макроэргическим) фосфатным соединениям. При рас¬щеплении АТФ, происходящем при участии миозин-АТФ-азы, образуется аденозиндифосфат (АДФ) и отщепляется фосфатная группа с выделением свободной энергии. Вследствие особой молекулярной структуры АТФ происходит перенос освободившейся эненергии на сократительные элементы мышечного волокна. Поскольку в клетках мышечной ткани содержит¬ся ограниченное количество АТФ (составляет всего лишь 0,25% сухого вещества и не меняется ни в зависимости от возраста, ни тренирован¬ности), то ее запасы быстро расходуются - в течение первых 0,5с ин¬тенсивной работы (Н.И. Волков, 1986). После чего работа может быть продолжена только при условии восстановления АТФ в организме. Ресинтез АТФ может осуществляться, в зависимости от мощности и продолжительности работы, в основном тремя способами: - анаэробный креатинфосфатный ( КрФ ) механизм, КрФ + АДФ ←АТФ +Кр (характеризует алактатную спо¬собность организма); - анаэробный гликолитический механизм (цепь химических реак¬ций бескислородного расщепления гликогена и глюкозы с образованием молочной кислоты – СзН6ОН). - аэробный механизм (ресинтез АТФ происходит за счет окисления углеводов - в большей степени и жиров - в меньшей степени). В зависимости от интенсивности и предельной длительности вы¬полняемого упражнения эти механизмы последовательно сменяют друг друга. Если интенсивность работы такова, что ее длительность состав¬ляет 5 - 10 с, то она осуществляется преимущественно в условиях развертывания креатинфосфатных реакций. Практически скорость алактата (КрФ механизм) достигает максимума к 2-й секунде. А после того, как запасы КрФ в мышцах исчерпываются примерно на 1/3 (обычно через 5 - 6 с), в процесс ресинтеза АТФ включается гликолиз. С увели¬чением длительности работы до 30 - 40 с, скорость КрФ механизма уменьшается более чем в два раза, а скорость гликолитического механизма достигает максимума. При выполнении упражнения длительностью 40 - 50 с и более, скорость гликолиза снижается, начинают усиливаться аэробные процессы, достигающие своего максимума к 120 секунде (рис.1). Все это свидетельствует о том, что, изменяя интенсивность и длительность упражнения, можно направленно воздействовать на различные процессы энергообеспечения мышечной деятельности и добиваться наме¬ченного тренировочного эффекта. Рассмотренные особенности энерго¬обеспечения мышечной деятельности являются одним из критериев отбора упражнений в комплексы круговой тренировки. Примером практического использования этих критериев является классификация физических упражнений, применяемых в КТ, по зонам относительной мощности. 1.2.2. Характеристики физических упражнений, применяемых в круговой тренировке. В комплексы круговой тренировки включают разнообразные фи¬зические упражнения. Все они представляют собой двигательную деятельность, выполняемую в соответствии с конкретными задачами, закономерностями и методами спортивной тренировки. Посредством физических упражнений человек вступает в определенное взаимодействие с окружающей средой и воздействует на свой организм и психику. Изменяя характер, время, интенсивность работы, длительность и характер отдыха, и другие параметры физических упражнений, а также условия их выполнения, можно управлять характе¬ром и величиной этого воздействия. Из пройденного курса спортивной физиологии нам известно, что общая классификация всех физических упражнений проводится на осно¬ве выделения трех основных характеристик активности мышц, осущест¬вляющих соответствующее упражнение: 1) объем активной мышечной массы; 2) тип мышечных сокращений (статический или динамический); 3) мощность сокращений. В зависимости от мышц и мышечных групп, принимающих уча¬стие в работе, все физические упражнения классифицируются на ло¬кальные, региональные и глобальные. Локальные упражнения КТ избира¬тельно воздействуют на отдельные мышечные группы. При использова¬нии таких упражнений в КТ следует учитывать, что они не вызывают значительной активизации таких основных жизненно важных функций, как дыхание, кровообращение, терморегуляция и другие. Выполнение региональных и особенно глобальных упражнений зна¬чительно активизирует деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем. Степень их активизации зависит от интенсивности, дли¬тельности работы, количества мышц и мышечных групп, участвующих в ее выполнении. Изменяя частоту повторений, величину сопротивления или отягощения и амплитуду одного и того же упражнения, можно увеличивать либо уменьшать мощность работы. С изменением мощности изменяется и предельное время выполнения упражнения. Увеличение мощности приводит к уменьшению времени работы. Эта зависимость является общей для всех циклических упражнений, требующих макси¬мального проявления физических и психических возможностей человека. В зависимости от интенсивности и длительности выполнения гло¬бальные упражнения циклического характера разделяют на четыре зоны относительной мощности: максимальную; субмаксимальную; большую; умеренную (B.C. Фарфель, 1975). Для упражнений каждой зоны харак¬терны особенности, которые следует учитывать при составлении комплек¬сов круговой тренировки и выборе методов их выполнения. Поскольку ациклическим упражнениям (при выполнении их на станциях) придает¬ся искусственно циклическая структура, то рассматриваемые ниже осо¬бенности каждой из зон в определенной мере справедливы и для них. В зоне максимальной мощности упражнения выполняют с пре¬дельной интенсивностью в течение 10 - 20 с. При их выполнении, в мышцах происходит распад энергосодержащих соединений с выделением большого количества энергии, за счет которой и производится мышечная работа. При таких кратковременных и интенсивных упражнениях систе¬мы дыхания и кровообращения не успевают удовлетворить потребность организма в кислороде. Поэтому работа выполняется почти в безкислородных (анаэробных) условиях. Кислород, необходимый для восстанов¬ления, поступает в организм уже после окончания работы. Для глобальных упражнений максимальной зоны относительной мощности, включаемых в круговую тренировку, характерны высокая интенсивность выполнения, продолжительность работы до 20 с и боль¬шой кислородный долг. Такие упражнения способствуют развитию силовых и скоростно-силовых качеств. В круговой тренировке для вос¬питания этих качеств применяют преимущественно повторный и ин¬тенсивно-интервальный методы. Упражнения субмаксимальной зоны мощности в зависимости от скоростных, силовых и амплитудных характеристик, могут выполняться от 20 - 40 с до 5 минут. При такой работе кислородный запрос значи¬тельно превышает его потребление, в результате чего в организме накапливается большой кислородный долг. Характерной особенностью упражнений, выполняемых в субмаксимальной зоне мощности является то, что процессы дыхания и кровообращения достигают максимальных величин не сразу, а через некоторое время после начала работы и сохраняются до окончания выполнения упражнения. Все изменения, происходящие в организме (накопление СзНвОН; увеличение концентра¬ции солей в крови и повышение ее вязкости) значительно затрудняют выполнение работы без снижения интенсивности. Поэтому, выполнение в круговой тренировке упражнений данной зоны мощности, представляет собой серьезное физическое и психологическое испытание для занимаю¬щихся. Что касается физических качеств, то выполнение упражнений в субмаксимальной зоне мощности способствует развитию силовой, скорост¬ной и скоростно-силовой выносливости. Наиболее приемлемым методом для воспитания этих качеств, является метод интервальной работы, включающий в себя экстенсивно - и интенсивно-интервальный методы. В зоне большой мощности время выполнения упражнений колеб¬лется 5 до 40 мин. При выполнении такой работы потребление кислоро¬да достигает величин, близких к максимальным. К концу работы накап¬ливается значительный кислородный долг, наблюдаются изменения био¬химического состава крови, мочи и др. Работа, в данной зоне мощно¬сти, выполняется преимущественно в аэробных условиях и способствует повышению локальной и общей выносливости. Эти качества совершенст¬вуются круговой тренировкой по методу непрерывной работы. Применя¬ется такой метод в основном на общеподготовительном этапе подготови¬тельного периода для решения задач как общей, так и специальной физической подготовки. Для упражнений, выполняемых в умеренной зоне мощности ха¬рактерно удовлетворение кислородного запроса в процессе работы. Мы¬шечная деятельность выполняется за счет аэробных источников энергии. В связи с большой длительностью выполнения упражнения в организ¬ме наступают изменения, ограничивающие время выполнения упражнения (исчерпываются запасы углеводов и жиров, обезвоживание и др.). В комплексы круговой тренировки данные упражнения включать нецеле¬сообразно, так как характеристика таких упражнений сходна с варианта¬ми круговой тренировки, выполняемой по методу непрерывной работы. Рассмотренные особенности реакции организма на однократное вы¬полнение физических упражнений, различных по двигательному составу, характеризуют в какой-то мере взаимосвязь между такими параметрами нагрузки, как объем и интенсивность (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976). Учет этой взаимосвязи является обязательным условием управления тренировочным эффектом круговой тренировки. В принципе соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратнопропорцио-нальной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упраж¬нении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интен¬сивность нагрузки, тем меньше ее объем. Это соотношение хорошо видно на графике, выражающем связь между возможным числом по¬вторений с отягощением и величиной отягощения (рис. 2). Закономерное «свертывание» параметров объема нагрузки по мере того, как ее интенсивность приближается к предельным величинам (или наоборот), объясняется, в частности, существенными физиологическими и биохимическими особенностями работы различной продолжительности и мощности. Как известно, это и послужило основанием для классифика¬ции упражнений по «зонам относительной мощности» (B.C. Фарфель и др.), характеристики которых приведены в таблице 1.

Admin: Таблица 1 Некоторые характеристики упражнений различной относительной мощности Показатели Зоны относительной мощности максимальная субмаксимальная большая умеренная Предельно возможное время работы (при непрерывном выполнении) до 20с от 20с до 5 мин. от 5 до 40 мин. свыше 30 мин. Расход энергии (ккал/с) до 2 и более 2-0,5 0,5-0,4 0,3 и менее Общий расход энергии (ккал/с) меньше 30 до 240 до 750 до 1000 и более Потреблен. кислорода в расчете на 1 мин. (л) до 1,5 приближается к максимально возможному до максимального (до 6-7) меньше максимального (до 5,2-5,5) Удовлетворение кислород. запроса (в % к величине запроса) меньше 10% до 50% до 85-90% полное или почти полное Кислородный долг (л/мин.) до 15-18 до 25 до 15-16 до 4-6 Легочная вентиляция (л/мин.) меньше 60 до 150 и более 100-150 меньше 100 ЧСС (уд/мин.) к концу упражнения до 185 и более до 220-240 (моментами) до 200 (преимущественно меньше) до 180 (преимущественно меньше) Минутный объем крови (л/мин.) значительно меньше предельно возможного приближается к максимальному максимальный или близкий к нему (35-40) меньше максимального Содержание молочн. кислоты в крови (мг%) до 100 200-250 и более 50-100 вначале незначительно повышается затем приближается к исходному уровню Содержание сахара в крови (мг%) норма или повышено до 80-120 норма или повышено норма снижается по ходу работы Примечание. Таблица составлена по обобщенным данным различных авторов. Максимальные величины указаны применительно к рекордным результатам. Напомним, что, рассматривая каждое физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, понятие объем нагрузки будет относиться, прежде всего, к длительности воздействия, а интенсивность нагрузки - к силе воздействия. Конкретный смысл этих понятий и параметры объема и интенсивности уточняются применительно к виду упражнений, а также в зависимости от того, оценивается ли нагрузка в отдельном упражнении или в некоторой совокупности упражнений. При проведении учебно-тренировочных занятий с использова¬нием методов круговой тренировки, достаточно большие нагрузки обеспечиваются различными комбинациями параметров объемов и интенсивности, например большой и субмаксимальной интенсивности с относительно небольшими объемами (что характерно для упражнений скоростного и скоростно-силового характера) или умеренной и большой интенсивности с относительно большими объемами (что характерно для упражнений, направленных на развитие выносливости). При выборе упражнений для комплексов круговой тренировки оп¬ределенные требования предъявляются к степени изученности и коорди¬нированной сложности упражнений. Эти требования вытекают из осо¬бенностей образования двигательных навыков - закрепленных до автома¬тизма движений (В.Н. Кряж, 1982). Нам нет необходимости подробно описывать весь процесс образо¬вания двигательного навыка, а лишь напомним, что он проходит ряд фаз. Для фазы генерализации характерны процессы иррадиации возбужде¬ния в коре головного мозга, в результате чего в работу включаются не нужные для данного упражнения мышцы и мышечные группы. Вслед¬ствие этого нарушается ритм движения, мышечные усилия и затраты энергии превышают уровень, необходимый для решения двигательной задачи. В этой фазе следует особенно осторожно подходить к дозировке упражнений, так как из-за наступающего утомления нервных процессов (при большом числе повторений, чрезмерном отягощении или высоком темпе) допускаются ошибки в технике, которые затем постепенно могут закрепиться, что приводит к формированию неправильного движения. В круговой тренировке все упражнения выполняются в услож¬ненных условиях, требующих проявления различных физических качеств. Поэтому недостаточно разученные упражнения, приводящие к иррадиа¬ции нервных процессов, не следует включать в комплексы КТ. Только хорошо выученное, закрепленное упражнение можно выполнить в слож¬ных условиях, без риска нарушить технику. Рассмотренные характеристики свидетельствуют о широких возмож¬ностях разностороннего воздействия физических упражнений на занимаю¬щихся при решении задач общей физической подготовки в системе подготовки спортсменов путем применения их в КТ. 1.2.3. Сочетание различных режимов мышечной деятельности в круговой тренировке. По характеру мышечного сокращения в КТ применяются в основ¬ном динамические упражнения, но наряду с ними имеют место стати¬ческие и упражнения с комбинированным режимом работы мышц. В основе спортивной деятельности лежит реальное явление - двига¬тельное действие, посредством которого решается спортивная задача. Именно движение является тем объектом, на который прямо или кос¬венно направлен комплекс тренирующих воздействий в ходе многолет¬ней подготовки спортсмена. Сама возможность и результативность двигательной деятельности обуславливается развитием физических качеств. К числу важнейших физи¬ческих качеств, определяющих эту возможность, относится «сила». Пра¬вильнее будет называть это качество - «силовые способности», и прояв¬ляются они любых режимах мышечной деятельности. Никакие физические упражнения невозможно выполнить без прояв¬ления мышечной силы. Для любой спортивной специализации характер¬но проявление мышечной силы, от уровня ее развития зависит развитие и проявление целого ряда других физических качеств и способностей спортсмена. Поэтому такое большое место в процессе физической под¬готовки отводится воспитанию силовых качеств (В.В. Кузнецов, 1975). Вместе с тем силовые способности нельзя сводить к только механи¬ческой характеристике их сократительных свойств. Необходимо иметь в виду, что мышечная сила, являясь динамическим компонентом любо¬го движения, может иметь различные качественные характеристики в зависимости от скорости, внешнего сопротивления и продолжительно¬сти работы. Основным критерием оценки силовых способностей спорт¬смена выступает показатель мощности рабочего усилия (Ю.В. Верхошан-ский, 1988). Рабочее усилие в спортивной деятельности может проявляться однократно, повторно, в циклической или переменной работе, против большого или небольшого внешнего сопротивления, с высокой или медленной скоростью движения, при различном предрабочем состоянии мышц. При этом могут иметь место различные режимы работы мышц: динамический (преодолевающий, уступающий), изометрический и много¬образные формы смешанного режима. Изучение специальной научно-методической литературы и опыта спортивной практики позволяет определить круг решенных и нерешен¬ных вопросов методики тренировок, в частности развития силовых способностей. Вопросы совершенствования методов тренировки, повышающих эф¬фективность тренировочного процесса, а также поиск режимов работы мышц, способствующих эффективному развитию силы, особенно интерес¬ны для нас, поскольку в нашей работе была поставлена задача исследо¬вать различные методы КТ с использованием средств, направленных на развитие силовых и скоростно-силовых качеств тяжелоатлетов. Изучению режимов работы мышц посвящено много исследований, в которых выявились режимы, обеспечивающие наибольший рабочий эффект мышечного сокращения в задаче проявления силы или скорости. Однако они не дали однозначных результатов и, скорее, показа¬ли бесполезность поиска абсолютного режима. Каждый режим и способ его использования имеют четко выраженное специфическое тренирующее воздействие, в соответствии с которым его и следует использовать. В то же время выяснилась целесообразность таких средств, в которых сочета¬ются различные режимы работы мышц при главной роли преодолеваю¬щего. Это позволяет достигать больших напряжений и, кроме того, со¬хранять типичные признаки соревновательного упражнения (В.М. Дьячков, 1961, 1966, Ю.В. Верхошанский, 1961, 1970, В.В. Кузнецов, 1968, 1970). В практике известно несколько режимов работы мышц - это пре¬одолевающий, уступающий, удерживающий и комбинированный (класси¬фикация режимов работа у Ю.В. Верхошанского, 1977) Ряд авторов (Ю.И. Иванов, Г.П. Семенов, В.И. Чудинов, 1977, В.К.Петров 1966, И.М. Добровольский, 1973, А.Н. Воробьев, А.С. Прилепин, М.С. Хлыстов, 1975 и другие) указывают на то, что применение в тренировке различных режимов мышечной деятельности наряду с мио-метрическим (динамическим)



полная версия страницы